Полезная информация

Отработанные нефтепродукты (масла) — отходы, подпадающие под действие Базельской конвенции.
Украина является стороной Базельской конвенции, присоединившись в 1999 году, тем самым приняв все нормы и требования о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Цель Конвенции – защитить здоровье людей и окружающую среду от неблагоприятных последствий производства опасных отходов, их трансграничной перевозки и использования. Когда та или иная страна официально принимает решение поддерживать и в полной мере осуществлять принципы Базельской конвенции (став Стороной Базельской конвенции), ей, помимо всего прочего, необходимо дать согласие на то, что она:
– возьмет на себя обязательство принять соответствующее национальное законодательство в целях регулирования трансграничных перевозок опасных отходов;
– будет считать незаконный оборот опасных или других отходов преступлением;
– примет соответствующее законодательство в целях предотвращения незаконного оборота отходов и наказания причастных к нему лиц.

Ключевым требованием Базельской конвенции является то, что отходы, полученные в результате производства товаров, должны быть регенерированы (переработаны) на территории того государства, где они были получены, с использованием технологий, исключающих вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека, а вывоз таких отходов может быть осуществлен только при условии согласия государства (в лице компетентного органа), на территорию которого планируется ввоз и утилизация отходов.

Конвенция использует понятия «опасные отходы» и «другие отходы». К опасным отходам относят отходы, указанные в Приложении I к Конвенции, например: устаревшие запасы пестицидов; биохимические отходы и отходы сферы здравоохранения; отработанное масло; отработанные свинцово-кислотные батареи; отходы, содержащие устойчивые органические загрязняющие вещества.
Понятию «опасные отходы» соответствует следующее определение: твердые, жидкие или газообразные вещества или различные их сочетания, которые своим количеством, концентрацией или химическим составом или свойствами представляют или будут представлять потенциальную опасность для жизни и здоровья человека или окружающей среды в случае их неправильной обработки, хранения, удаления или иного неправильного использования. Партии опасных материалов и грузов должны перевозиться специальными транспортными средствами, на которые нанесены соответствующие надписи, раскрывающие вид перевозимых опасных веществ. Отсутствие надписей является незаконным. Стертые или поврежденные надписи или маркировка могут свидетельствовать о подмене контейнера или манипуляциях с ним.

Незаконный оборот отходов
Торговля отходами стала проблемой в 80-х гг. прошлого века: вследствие роста промышленного производства увеличился объем производимых отходов. Недостаточное оснащение заводов по их переработке и ужесточение природоохранного законодательства в развитых странах привели к тому, что опасные отходы начали «кочевать» по миру. В настоящее время по меньшей мере 8,5 млн. тон опасных отходов ежегодно транспортируются из страны в страну.
Базельская конвенция имеет целью предотвратить незаконный оборот отходов.
Пункт 3 ст. 4 Базельской конвенции гласит: «Стороны считают незаконный оборот опасных или других отходов преступным деянием». В п. 4 этой же статьи подчеркивается необходимость в соответствующем национальном законодательстве: «Каждая Сторона принимает надлежащие правовые, административные и другие меры для выполнения и соблюдения положений настоящей Конвенции, включая меры с целью предотвращения поведения, противоречащего Конвенции, и наказания за него».
Для целей Конвенции незаконным оборотом считается любая трансграничная перевозка опасных или других отходов:
– без уведомления всех заинтересованных государств в соответствии с положениями настоящей Конвенции; или
– без согласия заинтересованного государства в соответствии с положениями настоящей Конвенции; или
– с согласия, полученного от заинтересованных государств путем фальсификации, введения в заблуждение или обмана; или
– которая существенным образом не соответствует документам; или
– которая ведет к преднамеренному удалению (например, сбросу) опасных или других отходов в нарушение Конвенции и общих принципов международного права.
Следующие деяния отражают некоторые возможные формы, в которых может проявиться незаконный оборот, как он определен в Конвенции:
– сокрытие важной информации или включение ложных сведений в документ о перевозке или другой документ, или маркировку;
– транспортировка отходов без документа о перевозке;
– добавление или замена отходов в партии груза при смене перевозчика, которые не отражаются в документе о перевозке;
– перевозка отходов на объект, не указанный в договоре, который не обладает техническими возможностями для удаления данных отходов;
– удаление опасных отходов способом, создающим непосредственную угрозу для здоровья человека;
– хранение или удаление отходов в нарушение условий, оговоренных в уведомлении.

Согласно требованиям Законодательной базы в Украине действуют следующие нормативно-правовые нормы относительно обращения отходов и ответственности за их нарушения:

ЗАКОН  УКРАЇНИ 
Про відходи

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про охорону навколишнього природного середовища

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про ліцензування видів господарської діяльності

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про охорону атмосферного повітря

ЗАКОН УКРАЇНИ
Про екологічну експертизу

Кодекс України про адміністративні правопорушення
Стаття 82 

Директива Ради 96/61/ЄС
«Щодо всеохоплюючого запобігання і контролю забруднень»
від 24 вересня 1996 року

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
ПОСТАНОВА
від 17 грудня 2012 р. № 1221
Деякі питання збирання, видалення, знешкодження та утилізації відпрацьованих мастил (олив)

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
П О С Т А Н О В А
від 13 липня 2000 р. N 1120  
Про затвердження Положення про контроль за
транскордонними перевезеннями небезпечних відходів
та їх утилізацією/видаленням і Жовтого та Зеленого
переліків відходів